Убийцы времени
Когда-то работа за компьютером означала для меня сверхвысокую концентрацию.
Сидишь себе в специальном помещении (тогда это называлось дисплейным классом), взгляд прикован к экрану, в голове складывается алгоритм, а пальцы непрерывно стучат по клавишам. (Когда программируешь на ассемблере, приходится много стучать по клавишам, и очень быстро голова и руки приучаются работать параллельно, не мешая друг другу.) А вокруг тебя сидят и стучат такие же истуканы, каждый погружен в себя, от работы никто не отвлекает — вот оно, настоящее состояние потока! (Вы спросите: «Ну, а девушки?» А вот не было у нас в военном училище девушек.)
Нет, правда, я с ностальгией вспоминаю те времена. Одна задача. Никаких переключений. Никакой графики. Никаких мышек. Никакого интернета. Никаких игр… впрочем, вру, игры тогда уже были, но у меня, наверное, было слишком мало воображения, чтобы играть в звёздные войны на монохромном алфавитно-цифровом дисплее.
Но патриархальные времена длились недолго.
Сначала на кафедре появилось первое заморское чудо — IBM PC XT. Говорят, там была другая раскладка клавиатуры, но я, продолжая программировать на ассемблере, этого почти не заметил. Вот ассемблер — помню! — и правда был совсем другой, пришлось переучиваться.
Потом напротив дисплейного класса вдруг возник компьютерный класс, в котором обнаружилось несколько ЕС-1840. В которые — о боже! — можно было вставлять собственные дискеты! С любыми программами! И самое главное: у этого недокомпьютера был графический режим!
Собственно, с этого и началось грехопадение. Неведомо откуда появились дискеты с графическими играми, и так мы познакомились с первыми компьютерными убийцами времени.
Правда, с концентрацией и состоянием потока тогда ещё всё было в порядке. В DOS задача выполнялась всего одна, ты либо играешь, либо программируешь, а программирование всё же оставалось более интересным занятием. Но мы-то теперь знаем, что это было только началом конца!
Вот лишь некоторые вехи, отмечающие путь бесславного отступления человеческого разума перед зарождающимся искусственным интеллектом.
ЕС-1841 с винчестером. Теперь не нужно менять дискеты, чтобы отвлечься от работы, запустить игрушку и «немного расслабиться». Переход происходит быстро и незаметно для самого себя.
Матричный принтер и редактор «Лексикон». Возможность набора текста навсегда приковала человека к компьютеру! Полный рабочий день, проводимый за клавиатурой, теперь узаконен. Способность писать ручкой на бумаге стремительно атрофируется.
IBM PC AT. Стрип-покер на цветном дисплее! Вы всё ещё считаете программирование интересным занятием?
Стандарт VGA. Мощности процессора уже хватает для простенькой, но трёхмерной эмуляции полёта.
Microsoft Windows 3.0. Минута молчания.
Моя гордость, мой резидентный перехватчик клавиатуры, всегда стоящий на стрёме и мгновенно переключающий незавершённую миссию Су-25 на благостный синий экран Турбо-Паскаля при появлении дипломного руководителя, а потом, после его ухода, возвращающий меня обратно в кабину штурмовика — больше не нужен! Винда делает это сама, лёгким движением руки с нажатием Alt-Tab! Стоит ли говорить, что это была моя последняя программа, написанная на ассемблере?
С приходом многозадачной винды организованное отступление разума прекратилось. Началось паническое бегство.
Стандарты SVGA. Wolfenstein. Doom-2 по локалке. Warcraft. Цивилизация. Ну ладно, с выходом из комсомольского возраста угасла и страсть к компьютерным играм, а после ухода из армии и вовсе сменилась спокойным равнодушием. Но в новом для меня корпоративном мире ожидали новые засады.
Интернет. Корпоративный e-mail. Первый личный e-mail — бесплатный! — на mail.ru. Аська. Форумы. Википедия. Скайп. Одноклассники. Твиттер.
Рабочий день начинается с того, что я отрубаю сам себе файрволлом доступ по http. Чтобы не отвлекаться, ага. Отвечаю на самые срочные письма и пытаюсь закрыть почтового клиента. Они стучатся в аську. Отрубаю аську — они звонят по телефону. Приходится обещать: да-да, сейчас я прочитаю ваше письмо и в аське отвечу. Запускаю почтовик и аську. Пытаюсь немного отвлечься — врубаю http и заглядываю в твиттер. Опаньки, они уже здесь!
Результат плачевный. Компьютер у меня теперь прочно ассоциируется с полным отсутствием концентрации. Если нужно прочитать документ, приходится распечатывать его на принтере и уходить в укромный уголок, подальше от компьютера и телефона. Чтобы ответить на вопрос коллеге — живому человеку, уже пять минут терпеливо стоящему передо мной, — нужно закрыть крышку ноутбука, выпить холодной водички, и тогда уже переспросить: «Что-что?»
При таком количестве сигналов и соблазнов — как мы вообще умудряемся хоть что-то создавать на работе?! А ведь жизнь не заканчивается работой. Есть ведь ещё ЖЖ. У меня столько недописанных заметок накопилось — ни одну не могу закончить, просто не получается сконцентрироваться.
Но я, кажется, нащупал выход. Вроде бы, забрезжил свет в конце тоннеля. Знаете, как я набирал вот этот текст? А никак! Я его написал, на бумаге, ручками! То есть ручкой! Буквами! Я, если хотите знать, вообще компьютер не включал! Всего пару часов на это потратил (ну да, отвыкли руки, быстрее писать пока не получается). Вот только как бы мне его в свой живой журнал перенести… Не подскажете, нет ещё таких девайсов, чтобы корявый рукописный текст сразу вот так вот красивенько в интернет постили? Что-нибудь этакое, на основе искусственного интеллекта…