Почему юзабилити нет места в ГОСТ 34. Мысли из телеги
(Для зануд: речь идёт о ГОСТ ГОСТ 34.602-89, который про ТЗ.)
Итак, почему же в нём ничего не говорится об удобстве использования?
Простой, но неполный ответ: потому что ГОСТ устарел.
На этом удовлетворённые приверженцы Agile расходятся писать юзер стори. Помашем им ручкой.
А с теми, кто остался, попробуем разобраться.
О чём ГОСТ 34? Он об автоматизированных системах. Которые представляют собой что? А вот что:
«Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.»
Стало быть, вопрос можно перефразировать так: почему юзабилити нет места в АС?
В жестоком капиталистическом мире эксплуатации и чистогана под определение АС подходят в первую очередь корпоративные системы — всякие там АБС, CRM, ERP и прочие слова из трёх букв.
Их объединяет одно: все они обладают жутким с точки зрения обывателя UI.
На мой взгляд, на то есть три причины.
Во-первых, модель АС не покрывает коммерческие продукты для массового пользователя. У которых есть независимые пользователи, а не подневольный персонал. И конкурентные преимущества этих продуктов будут оценивать эти самые конечные пользователи, а не дяди в высоких кабинетах.
А юзабилити — это для независимого пользователя самое очевидное конкурентное преимущество. Если пользователь чувствует себя в твоей системе дураком, он обидится и уйдёт, и никакой функциональностью его уже не заманишь.
Во-вторых, требования к юзабилити, как и любые нефункциональные требования, должны закладываться при проектировании программной архитектуры.
Жестокая правда состоит в том, что в большинстве корпоративных систем архитектура сложилась годы назад, и ориентирована она в первую очередь на расширение функциональности.
В АС на первом месте стоят функции. Собственно, поэтому мы и делим требования на функциональные и нефункциональные. Само название «нефункциональные» подчёркивает их вторичность и неполноценность.
Функциональные требования к типичной банковской системе изменяются ежедневно. Только успевай к ним адаптироваться. Выживет тот, кто может непрерывно пилить новые фичи. И архитектура системы должна быть заточена на это.
Но почему нельзя совмещать функциональность с удобством?
А по третьей причине: это дорого (очень дорого), но при этом в АС удобство не является конкурентным преимуществом. Персонал АС будет плакать, колоться, но всё равно будет реализовывать свою деятельность по выполнению установленных функций, ему за это деньги платят. А если при добавлении каждой новой функции учитывать юзабилити, объём работ возрастает раза в два-три (это моя грубая оценка, специальных исследований я не проводил, и буду благодарен, если кто-то даст ссылку).
Так что же, нет шансов сделать корпоративные системы удобными для людей? Для тех самых волшебных гномиков, которых пренебрежительно называют персоналом?
Шансы есть, но произойдёт это эволюционно.
На наших глазах формируется культура, в которой разрабатывать системы без учёта юзабилити становится неприличным.
Архитектуры корпоративных систем тоже постепенно перестраиваются.
Во-первых, у некоторых из них появляются те самые внешние пользователи (например, в банковские системы пришлось запускать клиентов, которые не хотели больше ходить ногами в отделение за каждой бумажкой).
Во-вторых, им на пятки наступают хипстерские сервисы «для малого бизнеса», в которых удобство есть изначально. Они отъедают рынок у монстров, превращая юзабилити в конкурентное преимущество.
Но ГОСТу за ними не угнаться. Он по определению направлен в прошлое, когда трава была зеленой, а компьютеры были большими и назывались ЭВМ.
Все ушли удовлетворённые, но осталась ещё пара зануд, защищающих ГОСТ. А как же эргономика и техническая эстетика, спрашивают они. Ведь можно подогнать юзабилити под ГОСТ, там же есть такой раздел!
Нет ничего невозможного для людей с интеллектом. Можно и зайца научить курить. Но модель АС никуда не делась. Либо мы делаем АС с автоматизацией функций и волшебными гномиками, и тогда всё лишнее вянет, чахнет и отваливается.
Либо юзабилити перестаёт быть лишним и врастает в нашу систему, но тогда она перестаёт быть тем, что называется АС.