Про критическое мышление. Мысли из телеги
В России подавляющее большинство высших учебных заведений имеет государственную аккредитацию.
Это означает, что образовательные программы строятся на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
ФГОС ВО определяет требования к выпускникам в виде набора приобретаемых компетенций.
Нынешнее поколение ФГОС выделяет три вида компетенций: универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК).
Универсальные компетенции унифицированы, их описание повторяется во всех ФГОС с некоторой адаптацией под конкретную профессиональную область.
В качестве самой первой универсальной компетенции (УК-1) во всех ФГОС указывается критический анализ.
Который является основой критического мышления.
Критическое мышление — это и предмет изучения философии, и инструмент философского мышления.
Изучение философии во всём мире является отличительной чертой высшего образования.
Предполагается, что изучение философии закладывает основы научного познания.
В том числе критического мышления.
Но в советском образовании только одно философское учение признавалось «единственно правильным»: марксистско-ленинское.
Во все программы высшего образования были включены дисциплины «марксистско-ленинская философия» и «научный коммунизм».
Они подменяли собой все остальные философские учения.
Всё остальное, что накопило человечество в области философской мысли, было заменено «историей философии».
То есть набором анекдотов.
Историей об отравлении Сократа вместо изучения Метода Сократа.
Историей о жизни Диогена в бочке вместо изучения его «Государства».
Конспектированием «Анти-Дюринга» вместо изучения социологической концепции Дюринга.
И так далее.
При этом освоение других философских учений считалось крамолой, а их распространение — антисоветизмом на грани гос. измены.
Труды современных западных философов просто не издавались.
70 лет такого «преподавания философии» привели к тому, что в российской традиции философию перестали считать наукой.
Её воспринимают наравне с другими предметами, «навязанными ФГОСами», вроде физкультуры и БЖД.
Многие преподаватели даже не связывают изучение философии с освоением методов научного мышления.
Особенно это характерно для преподавателей инженерных дисциплин, которые презрительно называют философию «ненужной гуманитарщиной».
Я это ежедневно наблюдаю в профильных группах фейсбука, посвящённых проблемам высшего образования.
В том числе это характерно для кандидатов технических и физико-математических наук.
Или, как их называют во всём мире, обладателей степени Ph. D.
То есть докторов философии, продемонстрировавших освоение и умение применять научный метод и критическое мышление как его неотъемлемую часть.
В результате этого горького катаклизма критическое мышление у нас не осознаётся как неотъемлемый элемент научной картины мира, которую призвано ставить высшее образование.
А считается «скиллом», который «ставят» дилетанты всех мастей.
В том числе добросовестно заблуждающиеся, да.
И их нельзя винить, потому что они точно так же никогда не изучали настоящую философию.
Ситуация в высшем образовании будет выправляться, она уже начала.
Но выправляется очень медленно, потому что нынешнее государственное устройство этому не способствует.
Гэбухе всё так же ни к чему критическое мышление у граждан, и она всё так же пытается устанавливать свои правила в формировании мировоззрения студентов.
Но это уже временные трудности. Нужно их просто пережить.
Тем не менее, изучать критическое мышление пока что имеет смысл с использованим курсов западных университетов.
У которых не было этого разрыва в изучении и развитии философии.
Телега: https://t.me/c/1121000042/8275