Битва за Проект
Давно отгремели великие битвы ушедшей Эпохи Корпораций. Обратились в прах и развеялись по ветру титанические Проекты прошлого. Забыты многие славные имена.
Но предания о благородных и бесстрашных воинах древности остались в памяти клана. Боевые песни Хакеров продолжают будоражить кровь всё новых и новых поколений Айтишников. Их ветхие манускрипты по-прежнему служат неиссякаемым источником мудрости.
Настоящий трактат представляет собой скромную попытку описать некоторые виды и обычаи представителей двух великих кланов, издревле враждующих меж собой.
КЛАН КОРПОРАЦИИ
Администратор
Администраторы представляют основу войска Корпорации. Администраторы многочисленны, мобильны и чрезвычайно активны. Они везде суют свой длинный нос и всей душой ненавидят Айтишников, которых считают выскочками, снобами и интеллигентами, неспособными даже к минимальному порядку и организации. А наивысшим воплощением порядка Администраторы считают полное единообразие.
Чтобы эффективнее сражаться с Командой, Администраторы специализируются в разных видах вредительской деятельности. При этом они обожают выстраивать иерархические системы подчинения, в которых присваивают себе различные звания с приставкой «менеджер».
Так, менеджер по персоналу сторого следит за тем, чтобы все сотрудники соблюдали единый и максимально неудобный «корпоративный стиль одежды», непременным атрибутом которого является галстук-удавка.
Офис-менеджер обеспечивает наименее комфортные условия для работы Айтишников в одинаковых, выстроенных по линейке, камерах-кьюбиклах.
А менеджер по снабжению позаботится о том, чтобы самое необходимое оборудование пришло в тот момент, когда оно уже точно никому не нужно.
Администратор с Метрикой
Обучите Администратора рассчитывать какой-нибудь формальный показатель, и вы удвоите его силу. Ведь теперь он владеет научно обоснованным методом управления! Интеллектуальное превосходство Айтишников больше не тяготит его самолюбие, а уверенность в собственной безоговорочной правоте придаёт ему ярость берсерка.
Собравшись вместе, Администраторы с Метриками становятся ещё более опасны. Совместными усилиями они создают и совершенствуют Систему Показателей, с помощью которой наносят разрушительные удары по Команде с дальней дистанции, даже не покидая своих кабинетов.
Гуру Методологии
Сообразительный и целеустремлённый Администратор, освоивший достаточное количество Метрик, может свести их в единую Методологию, и тем самым превратиться в Гуру.
Гуру Методологии необычайно толстокож и обладает огромной разрушительной силой. Даже одиночному Гуру вполне под силу уничтожить средних размеров Проект. А поодиночке они ходят редко: обычно Гуру сопровождает толпа восторженных Администраторов, которых он приобщает к Корпоративной Мудрости с помощью специфической магии.
К счастью, Гуру встречаются не так уж часто, и ещё реже они сопровождают Проект от начала до конца. Услуги Гуру Методологии баснословно дороги, и мало какой бюджет выдержит их постоянное присутствие.
Заказчик
Две головы Заказчика символизируют двойственность его сознания. Или, по-простому, клиническую шизофрению. Заказчик никогда не может сказать точно, чего он хочет, ибо ему хочется всего сразу, много и на халяву.
Это неразрешимое противоречие делает Заказчика злобным, раздражительным и очень опасным на малых дистанциях. С одиночным Заказчиком лучше разбираться заблаговременно, на расстоянии, с помощью снайперов-Аналитиков.
Надо отметить, что в природе иногда встречаются и вменяемые (одноголовые) Заказчики, каждый из которых способен внятно формулировать свои требования в какой-то узкой, чётко определённой области. Но в таких случаях они всегда ходят по двое.
Акционер
Как и Заказчики, Акционеры страдают раздвоением личности и чаще всего сами не знают, чего хотят. Чрезвычайно опасны своей силой, свирепостью и непредсказуемостью. Собравшись в достаточном количестве, Акционеры могут полностью уничтожить Проект, воспользовавшись своей тёмной магией.
Жажда денег
Это заклятие многократно увеличивает убойную силу солдат Корпорации. Обычно Акционеры придерживаются такой тактики: собираются на свой Совет, накручивают друг друга заклятием Жажды денег, после чего разъярённой толпой набрасываются на Проект, круша всё без разбору.
Оптимизация
Пусть вас не обманывает благородное происхождение этого слова. Оно больше не имеет никакого отношения к компиляторам. Корпорация полностью извратила его смысл: теперь Оптимизацией называется тупое сокращение расходов, и Акционеры коварно применяют это заклятие в самых неожиданным местах.
Хакеры и Программисты могут пережить заклятие Оптимизации. Труднее приходится Аналитикам («Какая ещё модель? Она у всех одинаковая!») Но чаще всего от Оптимизации страдают Тестировщики — как правило, они первыми гибнут от этого заклятия («Что? Штатные тестировщики?! Пусть программисты программируют свои программы без ошибок — и тогда никакое тестирование не понадобится!»)
Бухгалтерский десант
Злобные создания из финансового отдела с неуёмной страстью к мелочной экономии. Регулярно подкладывают бомбы под Проект везде, куда могут дотянуться. «Лимит на кофе уже выбран, поэтому до конца года программистам будет предоставляться только дистиллированная вода.» Или «Этот ваш сервер автоматизированной ночной сборки не предусмотрен в смете. Пишите заявку на третий квартал следующего года.»
Вице-Президент
Осознание своей полной бесполезности делает Вице-Президента самым злобным и коварным созданием во всей Корпорации. Казалось бы, он достиг вершин власти, прокладывая свой путь по головам, он освоил самые жуткие заклятия чёрной магии, делающие его практически всесильным. И вот, получив вожделенный кабинет и заоблачный оклад, он вдруг обнаруживает, что от него ничего не зависит! Всё, чего он достиг, может быть потеряно в любой момент из-за своеволия и непокорности этих тупых Айтишников!
Почти всё время Вице-Президенты тратят на то, чтобы создать у окружающих иллюзию собственной необходимости и незаменимости. Именно для этого они добавляют к своему титулу завораживающие слух слова из тайного языка магических заклятий, который изучают в мрачных подземельях Школ Бизнес-Администрирования. Так появляются Вице-Президенты по мерчендайзингу, по инвестициям, а также самый страшный тип: Вице-Президент по человеческим ресурсам.
Превращение в Зомби
Нет более страшной судьбы для Айтишника, чем стать Офисным Зомби. Чёрная магия Вице-Президента позволяет ему не просто уволить любого Айтишника, но превратить его в офисную нежить, пятую колонну Корпорации, покорного раба — бездумного и бездушного, беспрекословного и тупого исполнителя приказов. Внезапное появление такого Зомби вносит смятение в Команду: ведь удар наносится оттуда, откуда его никто не ждал. К счастью, из-за полной неспособности к самостоятельным действиям Зомби через некоторое время исчезают сами собой.
КЛАН АЙТИШНИКОВ
Аналитики
Тот, что слева, это Системный Аналитик. А справа — Бизнес-Аналитик. Или наоборот… На самом деле, их все путают. В общем, это тот странный народ, который не только знает, что такое UML, но и на полном серьёзе считает его языком. То есть они реально на нём разговаривают и искренне удивляются, когда окружающие их не понимают.
Главное преимущество Аналитиков — в мастерском владении приёмами дальнего боя (по email и по телефону), на что Кодеры и Хакеры не способны в принципе. Пара-тройка Аналитиков вполне может завалить одиночного Заказчика до того, как он приблизится к ним на опасное расстояние.
Следует помнить, что Аналитики больше других нуждаются в постоянном совершенствовании своих навыков и оружия. Они не защищены бронёй Кодеров, и магия Хакеров им неподвластна, поэтому в битве они могут полагаться только на свой опыт и отточенные боевые инструменты.
Тестировщики
Суровые парни, одержимые страстью к разрушению. Девиз Тестировщиков: «что один человек построил, то другой завсегда сломать сумеет». Не боятся никаких преград, способны сломать всё, что угодно — даже скалы уступают их напору. Находиться рядом с ними бывает просто опасно. Достоверно известно, что Тестировщиков побаиваются даже Хакеры, хотя они, конечно, не подают виду.
Несмотря на это, Тестировщики наиболее уязвимы перед кознями Корпорации. С точки зрения солдат Корпорации, непредсказуемые Тестировщики только подрывают их благополучие, в одно мгновение разрушая выстроенные ими планы, вместе с которыми легко взлетают на воздух надежды на премии и повышения за досрочное завершение Проекта. Завидев Тестировщиков, вся орда Корпорации бросается в атаку. Но Тестировщики ещё и очень шустрые бойцы: один стремительный бросок — и ба-бах! — очередное хитроумное построение Корпорации дымом развеялось по ветру.
Фольклор тестировщиков обширен и своеобразен. Многие их притчи ошибочно принимаются за анекдоты. Например, тот парень, который один чугунный шар сломал, а другой потерял, на самом деле был гениальным тестировщиком.
Или попробуйте, расскажите тестировщику такой анекдот.
«Готово, хоязин!» — «Что, уже сделал?» — «Ага, сломал!»
Тестировщик только пожмёт плечами: что тут смешного? Человек успешно справился с заданием.
Руководитель Проекта
Хороший Руководитель Проекта — это настоящая находка для Команды. Хотя на вид этот добрый седоватый дядька кажется безобидным и даже беззащитным, в магии его богатого опыта заключена грозная сила.
Виды магии Руководителя Проекта довольно разнообразны. Вот лишь наиболее известные и часто используемые заклинания.
Невидимость
Этим заклинанием Руководитель Проекта может на некоторое время спрятать любого воина Команды от глаз Корпорации. Заклинание звучит, например, так: «Поработай пару дней дома, если что — я прикрою». Или: «Вот тебе ключ от переговорной, бери лэптоп, закройся изнутри и отключи телефон.»
Заклинание невидимости нельзя накладывать на Тестировщиков. Эти разрушители не могут обойтись без привлекающих всеобщее внимание пиротехнических эффектов. Ну попробуй, отправь их работать в дальний корпус, подальше от любопытных глаз. Пара мгновений — и всё, дальний корпус обесточен, взорван и затоплен. Протестировали.
Право Вето
Находящееся на зыбкой границе светлой и тёмной магий, заклинание Права Вето позволяет Руководителю Проекта тормозить особо ретивых представителей Корпорации, обращая против них взлелеянную ими же Бюрократическую Силу Инструкций. Особенно эффективно это заклинание против Бухгалтерского Десанта. «Переселить программистов в общий зал? Но это потребует времени! А согласно Положению о Проекте, все изменения, затрагивающие сроки сдачи проекта, должны рассматриваться Особой Комиссией.» И всё, Десант лопнул от злобы, даже не донеся свою адскую машинку до аванпостов Команды.
Вы что, идиоты?!!
Хотя обычно Руководитель Проекта выглядит добродушным и рассудительным, лучше не пытаться довести его до кипения. В гневе он может применить это разрушительное заклятие, и тогда несладко придётся всем, кто оказался поблизости, не исключая и представителей Команды. Солдаты Корпорации при этом гибнут от недоумения, а воины Команды — от угрызений совести.
Надо заметить, что самому Руководителю Проекта угрызения совести неведомы, и он может оставаться абсолютно невредимым в эпицентре устроенной им бури.
Сисадмин
Герой айтишного фольклора, неизменный персонаж былин и сказаний Башорга, Сисадмин занимает особое место среди Айтишников. Говорят, что в каждом Сисадмине умер Кодер. Правда же состоит в том, что сами Кодеры втайне завидуют свободе и независимости Сисадмина.
Сисадмин не носит оружия и не принимает непосредственного участия в Битве. Но, поскольку ему открыты все тайные закоулки Сети, он снабжает Команду ценной развединформацией.
Корпорация побаивается вездесущего Сисадмина, но принимает его как неизбежное зло. Большинство её представителей пытается делать вид, что они его не замечают. Исключение составляют Администраторы, ненавидящие Сисадмина лютой ненавистью. Завидев Сисадмина, Администраторы сразу бросаются в атаку. Они никак не могут смириться с тем, что представитель презираемого ими клана Айтишников имеет наглость называться Системным Администратором.
Кодер
Кодеры от природы толстокожи и могут довольно долго терпеть нападки Корпорации. Но, с другой стороны, благородные и прямолинейные Кодеры могут сражаться только в ближнем бою, лицом к лицу с противником.
Кодеры — это старейшие представители клана Айтишников. Все остальные группы клана так или иначе ответвились от Кодеров. За свою долгую историю Кодеры сформировали свой кодекс, суть которого сводится к принципу: «Нет предела совершенству». Истинный Кодер может неделями шлифовать свой алгоритм, нимало не заботясь о других частях Проекта, и только магия Руководителя Проекта может вывести его из этой нирваны.
Путь Кодера — это путь к Хакеру, то есть путь к совершенству. Нельзя сказать, что плох тот Кодер, который не стремится стать Хакером. Просто он перестаёт быть Кодером.
Хакер
Хакеры составляют главную ударную силу Команды. Если в Проекте не осталось ни одного Хакера, битва проиграна. У Проекта нет никаких шансов на успех.
Мощь Хакера — в его магии. Магия Хакеров укрепляет и сплачивает Команду и приводит в трепет Корпорацию.
Но даже для простейшего магического действа Хакеру нужна мана. Хакер без маны — это всего лишь Кодер. Поэтому большую часть времени Хакер проводит в медитации, накапливая ману, черпая её из бездонных глубин Интернета или упражняясь в боевых искусствах с помощью специальных Игр, и в это время его лучше не беспокоить.
Рука Помощи
Накопивший ману Хакер становится бодрым и жизнерадостным. В этом состоянии он бесценен для Команды, в первую очередь тем, что может оказать немедленную помощь всем, кто в ней нуждается, не исключая и Руководителя Проекта. Это заклинание действует даже на представителей клана Корпорации и может использоваться в тех редких случаях, когда они сражаются на стороне Команды.
Игнор
Выглядит это так. К Хакеру, погруженному в медитацию, подкрадывается Вице-Президент — злорадно оскалившись, предвкушая, как он наконец-то застукает этого выскочку и бездельника на месте преступления, тут же, не сходя с места, уволит его, и может, даже сразу превратит в послушного Зомби! И тут Хакер поднимает свой ясный взор и, глядя сквозь Вице-Президента, хрустальным голосом спрашивает: «Кто здесь?»
И всё. Эти слова звенят погребальным колоколом для Вице-Президента. Ибо ему достаточно задуматься лишь на мгновение над вопросом «Кто я? Зачем я здесь?», чтобы потерять сразу всё — и магию, и силу, и власть.
Это заклинание действует только на клан офисной нежити, то есть может применяться исключительно против Вице-Президентов и Офисных Зомби, осознающих свою полную бесполезность для Проекта. На Администраторов, свято верующих в свою незаменимость, заклинание не действует. Пытаться их игнорировать — только зря тратить ману.